0
1655
Газета Интернет-версия

27.01.2011 00:00:00

Зеркало для Венеры

Версия для печати
Обсудить на форуме

Тэги: захермазоха, венера, талант


захер-мазоха, венера, талант Во Львове уже стоит памятник Леопольду фон Захер-Мазоху, а в Москве пока нет...
Фото Reuters

Фатальная бездарность сродни гениальности.

Талант не может написать гениального произведения, он так и будет скользить в плоскости своего таланта. Труднее трансцендировать собственную одаренность, чем собственную бездарность.

А фатально бездарный человек – может. Леопольд фон Захер-Мазох смог. Жалкий в художественном отношении роман «Венера в мехах» – дотла гениален.

Другой пример литературно сомнительного, но гениального произведения – «Что делать?» Николая Чернышевского. Как и полтора века назад, этот роман завораживает, но уже, конечно, не полетом социальной мысли, а отразившимися в тексте психическими и сексуальными расстройствами.

На этой неделе сразу два юбилея. Мы отмечаем 175 лет со дня рождения Леопольда фон Захер-Мазоха (1836–1895), а могли бы – 235 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822), прославившегося, кроме прочего, откровенно садомазохистским романом «Эликсиры дьявола» (Т. I – 1815; Т. II – 1816).

Разница между Захер-Мазохом и Гофманом в том, что Гофман – просто гений, а Захер-Мазох «самоогениалившийся» бездарь, не гнушавшийся плагиатом (как показала, в частности, питерская мазоховедка Лариса Полубояринова). О стратегии этого самоогениаливания поведал сам писатель: «С самого начала в духе каждого из нас присутствует врожденное предрасположение улавливать некий предмет, ускользающий от большинства других художников; затем к этому предрасположению присоединятся жизненные впечатления, представляющие автору живую фигуру, прототип которой уже существует в его воображении. Фигура эта его захватывает, соблазняет, пленяет, потому что она опережает его предрасположение, а также потому, что она соответствует природе художника, который затем преображает ее и дарит ей тело и душу. Наконец, в этой реальности, перевоплощенной им в творение искусства, он находит проблему, которая является источником всех проистекающих отсюда впоследствии видений. Обратный путь, от проблемы к фигуре, – это не путь художника».

Мы бы не были столь категоричны и сказали бы, что путь от фигуры к проблеме свойственен гению, а путь от проблемы к фигуре – таланту (таким талантом был, например, Эмиль Золя).

Самое поразительное, что проблема, постановкой которой так гордился Захер-Мазох, была известна с античности. Ванда имела все основания говорить Северину: «всякий знает и чувствует, как близко родственны друг другу сладострастие и жестокость». К XIX веку садомазохизмом было сложно кого-то удивить.

Примечательный факт: «Маркиза Шуазель в свое время проводила исследование, стучась в различные бордели и представляясь прислугой в поисках работы; она утверждает, что во всех борделях имелись комнаты пыток с самыми хитроумными приспособлениями и что в этих комнатах ежедневно устраивались оргии» (Л. Адлер. Повседневная жизнь публичных домов во времена Мопассана и Золя. М., 2005. С. 67).

Мазохистами были великий физик Жан Лерон д’Аламбер и великий философ Огюст Конт, из писателей – Жан-Жак Руссо, Альфред де Мюссе, Иван Тургенев, Федор Достоевский, а всех не перечислить.

Маркиз де Сад тоже был мазохистом, или, если быть совсем точным, садомазохистом. Правда, Жиль Делёз в «Представлении Захер-Мазоха (Холодное и жестокое)» описал садизм и мазохизм как взаимоисключающие «фигуры», а термин «садомазохизм» назвал «семиологическим монстром». Но это на совести французского мыслителя. Теория Делёза глубока и остроумна. Но некоторые теории глубоки в силу своей глубокой ошибочности.

«Не следует забывать, – пишет биограф де Сада Морис Левер, – что претерпевание страданий («мазохизм») также является частью садического сексуального поведения. Персонаж испытывает удовольствие как от ударов, которые сам раздает, так и от ударов, им получаемых». Мазохистский компонент обнаруживается и в «деле Жанны Тестар», повлекшем первое заключение маркиза в Венсеннский замок (1763), и в еще более скандальном «Марсельском инциденте» (1772).

В чем же секрет «Венеры в мехах»? Почему, раз «подсев» на этот роман, возвращаешься к нему снова и снова?

У автора этих строк личный рекорд – 40 прочтений на русском языке и языке оригинала, и это не предел...

Во-первых, в мире «Венеры в мехах» русскому человеку тепло и комфортно. Герои цитируют Пушкина и Гоголя, обсуждают роман Писемского, подогревают чувства чтением стихотворений Лермонтова.

Во-вторых, основанный на бесконечных повторах, этот роман, по-видимому, полностью раскрывается только в бесконечных повторах прочтения.

А загадок в тексте полным-полно.

Зададимся простейшим вопросом: что же, собственно, произошло с героями романа?

Разобраться в этом пытается Ванда в письме к Северину: «Надеюсь, что вы выздоровели под моим хлыстом. Лечение было жестоко и радикально».

Северин полностью с ней согласен, согласен до такой степени, что может только повторить за ней, слегка переставив слова: «Лечение было жестоко и радикально. А главное – я выздоровел».

Но так ли все просто?

Зачем Ванда спустя три года пишет Северину письмо?

Почему она пытается обелить себя?

Почему хочет оправдать собственное вероломство?

Кого она хочет убедить при этом – себя или Северина?

Почему Северин с безропотной покорностью принимает ее версию?

Не сохранила ли Ванда магическую власть над Северином и после разрыва?

Произошло ли выздоровление?

Здоровее ли домашний тиран, в которого превратился Северин, безобидного романтика в начале романа?

В чем боится признаться себе Ванда?

Считала ли она, что Северин нуждался в излечении?

Или его безобидные странности, по ее мнению, заслуживали только смеха?

Ставила ли она себе цель излечить его?

Не ставил ли кто-то прямо противоположную цель – искалечить психику Северина?

Кто в действительности был инициатором жестокого и радикального «лечения»?

Читайте, перечитывайте, разгадывайте.

А в заключение цитата из романа:

«– Да, он уже и теперь ревнует к тебе, – воскликнула она, – он – к тебе! Он требовал, чтобы я немедленно отпустила тебя, и когда я сказала ему, кто ты...

– Ты сказала ему... – в оцепенении повторил я.

– Я все ему сказала! – ответила она. – Рассказала всю нашу историю, обо всех твоих странностях, все – и он – вместо того, чтобы расхохотаться, рассердился и топнул ногой».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1733
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4265
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2343
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2655

Другие новости