0
1455
Газета Интернет-версия

27.05.2010 00:00:00

Хохот de profundis

Версия для печати
Обсудить на форуме

Тэги: бычков, роман


бычков, роман

Андрей Бычков. Нано и порно: Роман, рассказы.– М.: Гелеос, 2010. – 288 с.

«Нано и порно» я выдвигал в этом году на премию «Национальный бестселлер». Вскоре после этого рукопись, пролежавшая больше года в издательстве «Гелеос», была наконец издана. Не знаю, связаны ли эти два события. Андрей Бычков считает, что связаны. Если так, то от премий есть какая-то польза, хотя в это и сложно поверить.

Но оправдываться все равно придется. Почему я номинировал именно «Нано и порно»?

Я бы мог сказать, что номинировал роман, не читая. Собственно, так и поступают настоящие профессионалы. Этим (то бишь профессиональным цинизмом) и отличаются от любителей-книгочеев. Но не буду прибегать к столь изощренной защите.

Во-первых, что касается названия. Роман Андрея Бычкова чем-то похож на «Порнографию» Витольда Гомбровича: в нем трудно отыскать порно и еще сложнее нано. Впрочем, при чрезмерно развитом ассоциативном мышлении лучше вообще не иметь дело с литературой. Судите сами: «Истирая стратосферу о наждак звезд, истирая наносферу о пиджак звезд, как потомок отца своего и как сын своего сына Звездох┘й поднимался в черные хаосы. Как человек с короной на голове, венец бесчестья и славы, посмертное половодье семени, зрячая течка огня и несокрушимые отныне железные сопла» (это начало второй части романа).


Многие художники были паладинами возвышенного, облагороженного Танатоса...
Альфред Кубин. Вечный пламень, 1900. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Во-вторых, да, обсценная лексика есть. Но обсценная лексика – это прием в ряду других приемов, хотя многие с этим и не согласятся. Как эпитет, метафора или, например, сравнение обсценная лексика может быть уместна и художественно оправданна. И наоборот.

Главный герой романа Алексей Петрович Осинин по усиленному настоянию жены подвергает себя психоанализу. Психоаналитик Альберт Рафаилович обнаруживает у него классический эдипов комплекс, но, как выясняется, бессилен помочь. Осинин решает разыскать своего покойного отца (почему-то «закованного в центре Земли»). С этого момента, в общем-то, связный сюжет размывается, превращается на первый взгляд в хаотическое мельтешение картин. Но, если присмотреться, оказывается, что это отнюдь не беспорядочное мельтешение, а скорее калейдоскопическое, то есть проникнутое внутренней логикой, симметрией. Динамика при этом сохраняется, отчего роман читается на одном дыхании.

Осинина почему-то заносит в Индию, в самолете он знакомится со стюардессой-индианкой. Потом в гостинице закусывает разноцветным рисом за одним столиком с четырьмя слонами, «чьи чешуйчатые головы были укутаны разноцветными тюрбанами». Изрядно помучив, слоны сбрасывают героя в сточную яму, куда к нему приходит та самая индианка, оказывающаяся, как вы догадались, храмовой проституткой Девадаси и вообще «последней женщиной на Земле».

После совершенно невероятных приключений в подобном духе Осинин оказывается в индийском городе Кхаджурахо (для справки: этот город известен своими древними храмами, которые украшают утонченные настенные скульптуры эротического характера), где наконец приступает к рытью шахты, чтобы достигнуть центра Земли. Поскольку в Кхаджурахо не нашлось отбойного молотка, герой работает то киркой, то ломом, то лопатой, а вырубленную породу в ведре с помощью блока отправляет наверх. Таким способом Осинин планирует добраться до цели за девять месяцев. Постепенно мы убеждаемся, что «психотическое» путешествие в центр Земли – это постепенно припоминание героем всей своей жизни в обратном порядке: от школы к детскому саду («Алексей Петрович вспомнил детский сад, где его оставляли на семидневку, рядом раскинулся аэропорт, и иногда в окно заглядывали стрекозы-вертолеты, воспитательница любила сказки про казни. А вокруг уже распадался уран и изотопы калия, становилось все горячее, горячее и еще горячее┘»), от детского сада к рождению и, наконец, к зачатию.

Последняя цитата, и больше не буду вас мучить: «Теперь Осинин уменьшался, как Алиса в Стране чудес. Он постепенно превращался в протоплазму, он с удивлением наблюдал в себе рассасывание сердца, печени, желудка┘ Воплощаясь в адгезию, из которой появляется человеческий эмбрион, Алексей Петрович вычерпывал внешнюю жидкую часть ядра чайной ложечкой. Ведро давно уже стало величиной со стакан, а веревка истончилась до толщины лески. Вскоре стали различимы молекулы, они складывались в белковые цепочки, из которых теперь состоял Алексей Петрович┘»

Я обещал вас больше не мучить, но не могу отказать себе в этом удовольствии: «Загорелись миллионы градусов до нашей эры. Нажали тысячи атмосфер добра. Треснула неимоверная спрессованность зла. Полетели ошметки слов. Идея блеснула <┘>

В самом центре Земли зияла маленькая дырочка. Планета тихо вращалась вокруг оси.

«Отец там».

Тонкие струйки пыли вихреобразно исчезали в отверстии. Осинин достал сигарету и закурил, завороженно вглядываясь в свастичные вихри и прислушиваясь к тому, как тихо вращается Земля. Затянувшись в последний раз, он затушил сигарету о подошву ботинка и┘ заглянул в дырочку».

Что же Осинин там увидел? Этого я вам не скажу. Я же обещал вас больше не мучить. Читайте роман.

Почти уверен, что этот роман – самотерапия. И почти уверен, что картины, которые рисует Бычков, способны оказать терапевтическое действие на читателя. А вторая часть романа (1/5 объема) – это настоящий аттракцион. Хохот de profundis.

Так сейчас не пишут. Такой роман не понравится нашей гугнивой критике. В шорт-лист «Нацбеста» он не попал. Что, собственно, и следовало ожидать.

И вообще, если вы не знаете, у нас сейчас «новый реализм». Бычков явно не ко двору. Но «новый реализм» не навсегда. Он представляет собой реакцию на 90-е и связан с текущим политическим похолоданием. В этом смысле, каких бы оппозиционеров ни строили из себя «новые реалисты», они и движение «Наши» – это одна борьба. Они, если можно так сказать, стилистические близнецы. Но когда-нибудь «новый реализм» смоет точно так же, как смыло «постмодернизм» (вернее то, что за него выдавалось). Тогда воцарится какая-то новая форма контрреализма и вспомнят о писателях, подобных Бычкову.

В одном я не согласен с Бычковым. В духе позднего Фрейда он представляет развитие литературы, да и общества в целом, как борьбу Эроса и Танатоса. Настоящая литература, дескать, живет силами Эроса. Это созидательное, фонтанирующее, оргазмическое начало. Но живительному порыву противостоят мертвящие, косные, разрушительные силы Танатоса, импотенция в широком смысле этого слова, рак простаты, – это коррумпированные премии, безмозглые критики, чванливые литфункционеры и т.д.

Что меня всегда поражало в одиозной литературной публике – это ее поразительная витальность, жадная погруженность в «здесь и сейчас», социальная адаптированность, оптимизм и жизнелюбие. А настоящий художник – он почти всегда немного асоциален, депрессивен, угнетен. Он – паладин возвышенного и облагороженного Танатоса, держащий круговую оборону от настырных, беспринципных и прилипчивых сил Эроса. От жизнелюбивой, похотливой, озабоченной литературной саранчи.

Такая вот нигилемма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
633
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
1018
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1577
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
1120

Другие новости