0
1596
Газета Интернет-версия

03.04.2008 00:00:00

Гейзеры оживают под грязью

Версия для печати
Обсудить на форуме

Тэги: критик, автор, книга


критик, автор, книга

Лев Аннинский – автор трех десятков книг, среди которых капитальные исследования творчества Николая Островского, Николая Лескова, Льва Толстого, Василия Шукшина, Георгия Владимова. Не так давно к ним добавилась еще одна – «Родная нетовщина». В ней критик сравнивает современный литературный ландшафт с долиной гейзеров, погребенной под селевой грязью┘

– Лев Александрович, судя по содержанию, в вашу новую книгу вошли ранее публиковавшиеся тексты┘

– Да, все статьи, включенные в сборник, уже выходили – в подавляющем большинстве случаев в качестве предисловий. Дело в том, что я не люблю рецензировать вышедшие издания. Зато с огромным удовольствием пишу предисловия.

– Почему?

– Потому что критику сегодня никто не читает. А та, которую читают, так сомнительна по прицелу и сверхзадаче, так похожа на междусобойчик, что я участвовать в ней не могу. Иное дело предисловие. В этом случае текст, о котором я пишу, тут же, под этой же обложкой. И читатель может судить, из чего я исхожу и на чем основываюсь.

Заметьте, при этом я никогда никого не «ругаю». Даже в статье «Песнь пепси в утробе поколения, которое, смеясь, рассталось со своим будущим» я ни о Викторе Ерофееве, ни о Владимире Сорокине, ни о Викторе Пелевине не сказал ни одного дурного слова. Я считаю, что они пишут, как умеют, но это эпоха такая, когда все ценности спускаются в унитаз. Я оцениваю не то, как писатель справился с творческой задачей, а что означает сам факт появления данной книги в нашей культурной реальности.

Меня интересуют те, с кем я могу всерьез спорить. Я очень часто не разделяю позиций авторов, о которых пишу. Но если я вижу, что тот или иной литератор просто хочет о себе заявить, то пусть заявляет – это его дело, не мое.

– К мнению кого из коллег-критиков вы прислушиваетесь?

– Конечно. Есть замечательные критики. Могу назвать Аллу Марченко, Станислава Рассадина, Игоря Виноградова, Ирину Роднянскую, Игоря Золотусского, которые великолепно пишут, продолжают следить за литературным процессом. Они не участвуют в «ярмарке тщеславия», а озвучивают свои внутренние монологи и обозначают свою позицию, в том числе в отношении классики – русской и советской. Скажем, не так давно вышла книга Аллы Марченко «Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя». Так вот, это не просто педагогическое пособие. Это анализ болевых точек русской лирики от Пушкина и Батюшкова до наших дней.

Другое дело – Немзер, когда он пишет о том, что идет мимо рта в толстых журналах, и кривится, что читать это невозможно. Если так, то зачем писать об этом? Зачем зазывать читателя туда, где тебе было скучно? А вот когда Немзер производит филологический анализ тех или иных текстов, я читаю его с восхищением. Это настоящее традиционное литературоведение, которое служит теперешнему состоянию умов. Другой великолепный филолог – Саша Архангельский. Этим двум младшим коллегам я многим обязан. Мне-то ученым не подфартило стать.

– Как вы думаете, может ли литературная критика вновь стать актуальной?

– Может, если в обществе возродится привычка к крупным дискуссиям. Раньше в центре литературной критики были действительно важные проблемы: споры западников и славянофилов, альтернативные пути развития России, перспективы советской власти, фашизма, социализма, капитализма. А все остальное – кто как написал, сколько на этом заработал и так далее – было второстепенно. Сейчас же настоящие духовные проблемы не обсуждаются или обсуждаются в сугубо религиозных понятиях (но это отдельная делянка), а на литературных подмостках бурлит всякая шелупонь. Оттого я сам с куда большим интересом читаю философов, политологов, социологов, чем писателей.

– Видите ли вы признаки нормализации ситуации в литературе?

– Мне кажется, что сейчас люди снова потянулись к серьезному чтению. Пятнадцать лет был праздник самовыражения, все хотели как-то привлечь внимание: кто наголо раздевался, демонстрируя детородные органы, кто испражнялся, кто совокуплялся. Но этот обезьянник рано или поздно закончится. Все ведь у нас идет по синусоиде. Я думаю, что слово никуда не денется. Не в том смысле, что сменится эпоха и слово «окончательно восторжествует». Ничего окончательного не бывает ни в природе, ни в истории, ни в космосе. Есть лишь ступени на пути к истине, а истина неисчерпаема, как само бытие. Но слово, я убежден, – это самая емкая форма фиксации духа. Отнюдь не жест, не оплеуха, не мазок краски. Конечно, и в красках тоже может запечатлеваться дух, но только если слово помогает. Есть времена, когда слово становится главным. А потом его снова теснят. Даже не теснят, а пожирают, пока ничего не останется. А потом смотришь – люди снова что-то написали.

– Есть ли какой-то потенциал у толстых журналов или их ожидает более-менее продолжительная агония?

– Я работал в толстых журналах и работаю. Я не думаю, что это трибуна, с которой я могу сейчас обратиться к читателям и буду услышан. Но если кто-то следит за моими публикациями, то он следит за ними по толстому литературному журналу «Дружба народов» или по историческому журналу «Родина», в которых я печатаюсь – в каждом номере на протяжении пятнадцати лет.

– Стоит ли реанимировать толстые журналы путем внешней подпитки?

– Не поможет. Подпитку сделаешь, она закончится через полгода, и опять надо денег искать. Захотят люди читать – разыщут журнал. Подпитывать бесполезно, люди должны сами созреть. Хотя я очень хочу, чтобы журнал, в котором я работаю, продолжал дышать, пусть даже полумертвый.

– Лев Данилкин считает, что критик в современных условиях обречен играть роль фильтра. Вы согласны с этим?

– Копаться в навозе и выискивать жемчуг? Фильтр всю грязь на себя собирает. Вот пусть Лев Данилкин этим и занимается. Если его печень выдерживает, я не возражаю. Я никогда в литературном навозе не копался. Просто если я видел, что что-то могу истолковать, я это истолковывал. А когда мне говорили: «Позвольте, но в этом произведении этого нет!» Я отвечал: «Теперь – есть».

– Ирина Роднянская когда-то сказала, что критики делятся на две категории. К первой относятся те, кто┘

– ┘пишет о самом себе┘

– Нет, те, кто «приникает» к тексту. А ко второй категории – те, кто пишет «по поводу». Вас она назвала самым ярким примером критика, относящегося ко второй категории. Вы с этим согласны?

– Кажется, она еще говорила, что только Лесковым и Львом Толстым я по-настоящему «заразился»?

– Да.

– Что ж, доля справедливости есть во всех высказываниях Ирины Бенционовны. Она – одна из самых проницательных моих коллег.

– А если бы вас попросили классифицировать критиков, по какому критерию вы бы это сделали?

– Я думаю, что есть критики-систематики. Например, Игорь Виноградов. Я тоже к систематикам отношусь, но во мне слишком много ерничества, еврейского скепсиса (я же наполовину еврей и только наполовину казак). Я во все эти душеспасительные системы не верю, хотя занимаюсь ими по складу характера. Мне нужно, чтобы все друг другу соответствовало. Я считаю, что для того, чтобы отходить от закономерности, надо ее очень хорошо усвоить. И чтобы играть с правилами – нужно их очень хорошо знать. У меня систематика на дне души. А, к примеру, Алла Марченко – не систематик. Это критик-чувствилище, там изумительный дар сопереживания. Ну и, конечно, возможна классификация по шкале патриоты – либералы.

– Помнится, Захар Прилепин сетовал, что о нем не написал, кажется, только один литературный критик – вы. В самом деле, почему?

– Дождется. Допросится. Я не знаю, почему многие так хотят, чтобы я о них написал. Они ведь не ждут, что я похвалю. Володя Бондаренко как-то заметил, что люди, про которых я написал, идут и улыбаются отрезанными головами. Правильно, наверное. Захар Прилепин – парень с головой.

– Если бы вас попросили периодизировать постсоветскую литературу, по какому критерию вы бы это сделали?

– Я бы выделил четыре периода. Они у меня совпадают с разделами в книге «Родная нетовщина». Первый период – «Чаемая печаль», то есть прощание с советской эпохой. Второй – «Песнь пепси», когда все радовались, что можно вопить любую чушь. Третий – «Немертвые души», то есть попытки осознать заново общую ситуацию. Четвертый период у меня называется «Третьим будешь?» – имеется в виду Рим, а подразумеваются попытки вписать русскую культуру в мировой контекст. Заново. В новый контекст.

Периодизацию я делаю не по тому, какие книги вышли, а по тому, какие поколения сменились. У меня есть своя теория на этот счет. Я считаю, что поколения сменяются через 12–13 лет. Дело в том, что женщины обычно рождают в возрасте двадцати пяти лет, но всегда между поколениями отцов и детей вклиниваются младшие братья. Поэтому нужно делить пополам. Получается двенадцать-тринадцать лет. Каждые двенадцать-тринадцать лет подросшие молодые люди маркируются на каком-то событии.

– Вы согласны с тем, что литературное произведение – это только текст?

– Ни в коем случае. Это непременно и контекст. Биография автора. Реакция людей на появление текста. Литературная величина необязательно пропорциональна качеству текста. Мне в свое время предложили написать книгу о Николае Островском. Без изучения биографии Островского и истории внедрения его книги в читательские массы я бы вообще ничего не написал.

– Значит, те критики, которые говорят, что исходят из текста и только из текста, обольщаются?

– Обольщаются не только они, я тоже часто обольщаюсь. Ну, вот, мы отталкиваемся от текста, но куда-то же мы приходим? Приходим туда, где готовы оказаться. Я могу отталкиваться от текста, а могу – от антитекста, могу даже – от отсутствия текста. Как захочу. Хотят исходить только из текста – ради бога. Как я могу это им запретить, если они даже слово «текст» пишут с большой буквы?!

– А вы согласны с тем, что «критика – это критики»?

– Это часть правды. Без критиков критики вообще не может быть. Но критики – это не вся критика. Вся критика – это критики плюс их взаимодействие плюс реакция на их взаимодействие, реакция авторов текстов, издателей, читателей и т.д.

– Как вы думаете, какая среда оптимальна для формирования критика?

– Не столько среда оптимальна, сколько пятница. Любая среда годится, нужно лишь уметь из любого урона делать прибыток.

– Могли бы охарактеризовать такое направление в современной прозе, как «новый реализм»?

– Новый реализм интересен. Потому что важнее не то, что человек сочиняет, а то, как он живет. Не случайно сегодня популярны Алексей Варламов и Дмитрий Быков, авторы биографий из серии «ЖЗЛ».

– Разве «новый реализм» – это не отечественная модификация импортированного жанра non-fiction?

– У нас все жанры импортированные. Мы родились на скрещении путей: у нас греческая вера, европейские мечтания, азиатская плоть. Подумаешь, импортированный жанр! Если человек талантлив, он и с импортированным жанром сотворит такое, что это станет нашим. А если человек бездарен, что бы он ни выдумал – все будет неинтересным.

– А что вы можете сказать про «метафизический реализм»?

– В книге есть эссе «Ароматы плахи» о Сергее Сибирцеве – можете экстраполировать мои выводы на все направление. С мыслью, что человек – это насекомое, мы уже как-то сжились. Читать про это всегда жутковато, но попутные вариации бывают интересными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
305
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
512
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
701
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
540

Другие новости