0
1343
Газета Интернет-версия

07.02.2008 00:00:00

Поиски смысла в 199-18 году

Версия для печати
Обсудить на форуме

Тэги: 90е, смысл жизни


Что нам известно о «смысле»? Немного. Никому, в сущности, так и не удалось дать этому понятию определения, так же как «счастью», «власти» и «совести». Что ж, обыденность часто идет рука об руку с неуловимостью┘

Известно лишь, что утрата смысла служит симптомом внутреннего неблагополучия. Или как выразил эту мысль Зигмунд Фрейд в письме к одной из своих последовательниц: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». Эта болезнь – депрессия.

Существует неистребимый предрассудок, будто бы человек в состоянии депрессии воспринимает мир неадекватно. Ничего подобного. Он сохраняет предельно ясное представление о назначении вещей и существующих между ними причинно-следственных связях. Человек в состоянии депрессии не понимает только, какое отношение имеют эти вещи к нему лично, а он соответственно – к ним. Предметы и представления более не отражаются в его сознании в качестве мотивов или стимулов к действию. Все происходящее в окружающем мире воспринимается как происходящее помимо воли больного, способного в лучшем случае пассивно плыть по течению.

Депрессия может распространяться на общество в целом. В этом случае обществу необходимо лечение – внесение смысла. В условиях хронического «дефицита смысла» это проблематично. Оттого идея «производства смысла» носится в воздухе.

Производство смысла, очевидно, может быть либо кустарным, либо фабричным. Рассмотрим оба способа на примере творчества Валерия Шамбарова и журнала «Смысл».

Может ли быть оправдана реконструкция истории в духе Шамбарова? Конечно, как и все, что угодно. Оправданием может служить желание подстегнуть национальную гордость соплеменников, поставить им в пример подвиги предков, раздвинуть их представление о собственных силах (возможное в прошлом возможно и в будущем). Нехитрым приемом пользовались историки всех времен и народов, реконструируя прошлое как послание и предостережение современникам. Не осуждаем же мы, скажем, Тацита за то, что он описывал древних германцев такими, какими хотел видеть римлян. И уж точно не осуждают его современные немцы, не сильно отличающиеся от деградировавших античных римлян┘

Почему же тогда говорят, что по тому, кто стреляет в прошлое из ружья, будущее палит из пушки? А потому что одна фальсификация влечет за собой другую. Фальсификация со знаком «плюс» – фальсификацию со знаком «минус». И на всякого Шамбарова найдется свой Фоменко, отрицающий даже Куликовскую битву.

Оптовое же производство смысла, как правило, приводит к апологии статус-кво. Заниматься апологией просто и выгодно. Потому она всегда восстребована.

Апология, как правило, строится «от противного» – на огульном отрицании предшествующего периода. Подобно тому, как апология советской власти основывалась на отрицании царизма, апология оттепели – на отрицании сталинизма, апология современной России основывается на отрицании 90-х.

Но некритичная апология и огульное отрицание симметричны и равны «по модулю». Логика отрицания приводит к зеркальному копированию перегибов – только в обратную сторону. Это и есть то расшатывание маятника, которое обуславливает маниакально-депрессивный характер российской истории.

Сегодня этот сценарий приводит к увековечиванию 90-х. Пусть не в тезе, так в антитезе. Как верно заметила одна известная поэтесса, ведущая живой журнал под именем blackicon: «90-е годы продолжаются! Буквально во всех сферах. Слишком уж упорно официозная пропаганда твердит о проклятых 90-х. Они проклинают себя! Помните, в детстве мы считали: девяносто десять, девяносто одиннадцать? Так вот, в России сейчас надо называть годы так – 199-10, 199-11, значит сейчас 199-18 год!».

Но не будем терять надежды. И в депрессии есть положительные моменты. Одно то, что депрессия гораздо лучше поддается лечению, чем шизофрения или паранойя, – многого стоит. Об этом пишет Вадим Руднев в соответствующей главе («Понимание депрессии») из книги «Философия языка и семиотика безумия»: «Рассматривая депрессию как экзистенциальное испытание (инициацию), можно сказать, что ее наличие в психопатологической структуре сознания свидетельствует о том, что сознание в определенном смысле готово к экзистенциальным переменам и ему осталось пройти только последний, наименее приятный искус. Этому взгляду соответствует известное положение психоанализа, в соответствии с которым депрессия возникает только у людей с развитым сознанием. У слабоумных депрессии не бывает. Тягостная утрата смысла при депрессии оказывается мучительным способом обретения новых смыслов у того, кто ее преодолел, в построении целостного позитивного мировосприятия».

Так что не будем бояться бессмыслицы. Будем утешать себя тем, что «нонсенс рождает смысл» (Ж.Делёз).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
641
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3048
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4233
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6125

Другие новости