0
4584
Газета Интернет-версия

28.01.2010 00:00:00

Высшая правда Николая Федорова

Тэги: федеров, воскрешение, клонирование


федеров, воскрешение, клонирование Вот он, Московский Сократ...
Портрет Николая Федорова работы Сергея Коровина, 1902. Музейное объединение "Музей Москвы"

Светлана Григорьевна Семенова (р. 1941) – литературовед, философ. Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. Автор книг «Валентин Распутин», «Преодоление трагедии: вечные вопросы в литературе», «Николай Федоров. Творчество жизни», «Тайны Царствия Небесного», «Глаголы вечной жизни. Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия», «Русская поэзия и проза 1920–1930-х годов. Поэтика – видение мира – Философия», «Философ будущего века: Николай Федоров», «Метафизика русской литературы» (в 2 т.), «Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию», «Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден». В свое время именно Светлана Семенова подготовила издание «Сочинений» Федорова в серии «Философское наследие», прогремевшее в 1982 году. В настоящее время при ее участии подготовлено полное собрание его сочинений.

Прошедший год был годом 180-летия со дня рождения Николая Федорова (1829–1903), философа, идеи которого все более властно вторгаются в сознание наших современников и наверняка еще встанут перед необходимостью их осмысления глобализирующимся миром. В год юбилея Московского Сократа прошли XII Международные научные чтения его памяти, которые впервые за всю их историю состоялись не только в Москве, но и на родине мыслителя в Рязанской области. В Российской государственной библиотеке открыт мемориальный комплекс, в Боровске, где одно время Федоров работал учителем, установлен первый памятник мыслителю.

Со Светланой Семеновой об идеях Федорова беседует Михаил Бойко.

– Светлана Григорьевна, вы бы хотели, чтобы когда-нибудь в далеком будущем вас воскресили последователи Федорова?

– В самой формулировке вашего вопроса сквозит характерное склонение, общее современным литераторам, берущимся за федоровский сюжет. Каждый раз речь идет то ли об отдельных энтузиастах, то ли о некоей «партии», «секте», группе организованных ученых, «последователей Федорова», которые начинают опыты, одиночные и выборочные, по восстановлению ушедших из жизни. И в этот процесс подмешиваются страсти и борьба, диссонансы и дисгармонии нынешнего человека или текущего исторического времени. Тогда как мало что было так неприемлемо для Федорова, как любое замкнутое сообщество, любая партия (pars, partis, некая горделиво-руководящая часть), – его одушевлял принцип «со всеми и для всех».

Воскресительное дело предполагает у Федорова другой эволюционный этап, другой уровень сознания, до которых род людской еще не дозрел, не доработался. Сейчас он, по диагнозу мыслителя, находится пока в состоянии несовершеннолетия: словно шальной подросток, весело, азартно, отчаянно, жестоко, с демоническими вывертами играет в свои разнообразные игры┘ Как органично в наш нынешний лексикон вошли политические, общественные, экономические игроки┘ И ваш вопрос предполагает, что в виртуальном будущем некие уже воскресительные игроки без спроса вытащат и воссоздадут меня из земного праха.

– Тогда уточните, пожалуйста, как видел сам Федоров дело воскрешения?

– Как «Божье веление и человеческое исполнение», как «теоантропоургию», соработничество Бога и человека в онтологическом деле радикальной борьбы со смертью, преображение человека и мира. И мыслил Федоров этот синергический акт как вершину долгого творческого свершения, охватывающего всех землян. Этот акт включал в себя и регуляцию внешнюю – разрушительных сил природы, и внутреннюю, преобразовательную работу человека над собой, на всех уровнях его естества, от сознания, психики до физиологии. Воскрешение у Федорова в отличие от трансцендентного называется имманентным и должно стать реализацией Христова повеления ученикам, а за ними и всем сынам и дочерям человеческим делать дела, которые Он творил Сам на земле (исцелял, воскрешал, утишал бури). Воскрешение разворачивается во времени и идет волнами – в прозрении тайновидца святого Иоанна есть намек на такой ступенчатый процесс, вносящий некоторое историческое поступание в эсхатологию. Вспомним 20-ю главу его «Откровения» о воскресении первом праведников и тысячелетнем их царстве на Земле. В федоровской перспективе это можно понять как первоначальное восстановление того планетарного авангарда, кто принял активно-христианский идеал, опознал себя орудием Божьей воли и решительно продвинулся в Ее осуществлении. Федоров рассматривал хилиастическое пророчество лишь как первый этап, предполагая неуклонную и все ускоряющуюся последовательность в деле воскрешения и преображения, включающем в бессмертный, космически-творческий статус всех.

И наконец, конкретно отвечая на ваш первый вопрос, скажу: конечно, кому бы не хотелось из тех, кто чает «воскресения мертвых и жизни будущего века», оказаться в этом первом отряде. Сама я никак не могу дерзать стать его членом, не чувствую себя достойной такой избранной участи и вполне радостно готова быть и среди последних в воскресении втором.

– Как вы относитесь к двум романам, обыгрывающим федоровские идеи, – «Воскрешение Лазаря» Владимира Шарова и «Плерома» Михаила Попова?

– Что касается Владимира Шарова, то он прочно поселил фигуру и «идеи» Федорова фактически во все свои произведения, утверждая его и в своих интервью как центральную фигуру – для понимания русской души, русской революции и культуры. Казалось бы, такая ответственная интуиция о ключевом значении мыслителя должна была бы обратить писателя хоть к какому-то изучению его наследия, а что мы видим в его романах «До и во время» и «Воскрешение Лазаря»? Ошибка на ошибке, искажение на искажении, вплоть до наоборот, – какая-то глупая и гнусная подмена лица и мысли, кошмарный муляж┘ Скажете: как это вы, голубушка-филолог, не чувствуете особой пародийно-бурлескной, постмодернистской поэтики Шарова, игры с фантастически слепленными гроздьями идей, лиц и событий, раскрывающих, по мысли автора, неведомое для профанов их внутреннее, историософское сопряжение┘ Да нет, вовсе не так – при всем отвращении от оскорбительной вивисекции дорогого тебе лица (и не его одного) вполне допускаю такую художественную манеру донести свое видение вещей, законность фантазирования и нарочитого смещения фактов, гротесковой карикатуры на нечто тебе чуждое и, как кажется, вредное.

Но┘ откройте те же интервью Шарова, где он прямо вещает о содержании идей Федорова. И тут уж хватаешься за голову. Выясняется, наш интеллектуальный писатель толком и не читал его текстов, как не понимает и основных идей русской религиозной, активно-христианской философии, родоначальником которой был Федоров, – этой резкой альтернативы коммунистическим идеалам и реальной большевистской истории. Шаров сам верит в те нелепицы, на которых строит свою концепцию русской революции как некоего инобытия федоровского проекта. Перечислять их, увы, здесь места нет. Отмечу лишь одно: носитель любовной доминанты, исключительно добровольных и благих средств достижения цели, Федоров предстает вдохновителем чекистов в их извращенных самооправданиях (мучаем, убиваем, протоколируем жизнь осужденных, дабы можно было их легче потом воскресить – дьявольский трюк!)┘ А какой расхожий звон звучит из горла Шарова, когда он перебирает знаменитые фигуры из федоровской семьи идей. У него и Достоевский, воспринявший лишь в конце жизни «как бы за свои» изложенные ему идеи «неизвестного мыслителя», – буквально ученик Федорова, и Толстой, с кем тот был в жесточайшей идейной полемике, и Циолковский, космическая натурфилософия которого стояла на совсем других, не христианских и не персоналистских основаниях┘ Увы и увы! Поверхностная нахватанность, верность одной, но пламенно воспринятой схемке российской истории обесценивают художественные изыски, гротесково-шоковые приемы писателя, впрочем, уже монотонно влачащиеся из романа в роман.

Роман Михаила Попова «Плерома» – достаточно чистая по жанру антиутопия. Воскрешение производится здесь по отработанному рецепту. Отыскивается хотя бы одна клеточка умершего, по ней он восстанавливается (клонируется). Затем в особом реабилитационном центре проходит своего рода курс постепенной самоидентификации. Интересный тут сюжетообразующий момент: человек, преступно виновный перед только что воскрешенным, пытается путем общения с ним получить себе прощение, снять с души тяжкий груз прежнего греха. Однако масса несовместимых с федоровской идеей положений: самоуправная, «демонически» распоясавшаяся наука, нет любви и солидарности между людьми, в воскрешении забывается главное – возвращение носителя уникального самосознания. Того, что Федоров называл «лучевыми образами» умерших, а современный белорусский ученый Алексей Манеев – неэнтропийным «биопсиполем», сохраняющимся после смерти (иносказание для бессмертной души). И фундаментальный ущерб этой операции: она не включает в себя самого существенного для христианской эсхатологии и Федорова – преображения воскрешенного, обретения другого уровня сознания и функционирования организма. Воскрешенные выходят в прежнее свое бытие, со всеми его страстишками, соперничеством, ленью, скукой и депрессией, причем последняя многократно умножается, давя своей нескончаемостью. Действительно, к чему такое воскрешение, коли нет прорыва в природе человека и ценностях нового бытия. И самые непримиримые тщетно пытаются добровольно уйти в смерть, но, увы, такая возможность у них принципиально отнята – своего рода адский кошмар! И тогда все же некий комплот этих резистантов, используя новые открытия, устраивает конец света┘ Конечно, все это мимо настоящей федоровской, активно-христианской идеи, но вполне может быть прочитано как отрицательный, предупреждающий опыт осуществления изначально глубоко дефектного варианта.

– Может ли быть плодотворным художественное обыгрывание чьих-либо философских идей, литературно-метафизическое моделирование? Или это неизбежно приводит к профанации?

– Да, вполне может быть, если художник честно вник в суть этих идей или внутренне им близок, даже не изучая их во всем многообразии и значащих подробностях. Таким был в случае с Федоровым Андрей Платонов – он мыслил и чувствовал на одной с ним душевной, ценностной волне. Тот же Шаров, декларируя свою творческую облученность платоновским миром, лишен главного: сердечного чувства и ума, заветных верований Платонова┘ Впрочем, и профанация, как в романах Шарова и Попова, в разной степени имеет свой смысл, обнаруживая грубые деформации, которые может принять идея в достаточно широком сознании, демонстрируя опробование разного рода фобий, с нею связанных. Так, в фантастическом триллере «Возмущение праха» (1996) Наля Подольского это и страх принудительного воскрешения, и радикальное омоложение с шансом выборочного бессмертия для тех, кто обладает деньгами и властью, и зловещие криминальные варианты┘

– А как вы лично относитесь к клонированию человека, ведь именно на нем наши писатели нередко основывают свои антиутопии?

– Интересно, что по своей мистической сути клонирование изначально связано с христианской идеей восстания из мертвых. Еще святитель Григорий Нисский, защищая перед античным миром безумный для него абсурд – воскресение во плоти, утверждал: душа, то есть формообразующий принцип, «эйдос» тела, отмечает каждую его частичку своей печатью – и в момент воскресения душа опознает и собирает их из посмертного рассеяния вместе. Нам тут важна интуиция отца Церкви: каждая клеточка несет уникальную отметину целого организма, говоря современным языком, содержит всю генетическую о нем информацию. Любящие души во все времена тоже как бы смутно предчувствовали будущую научную истину: вспомним, все эти медальончики с какой-нибудь прядью волос дорогого человека на шее┘ А в наши дни начинают основывать банки генетических данных, хранящих каплю крови, кусочек кожи, волосы┘

Но отчего нас так коробит идея и возможная практика клонирования человека? Начав клонирование пока лишь бессловесной твари, наука не может ответить на вопрос, вернулось ли к той же овечке Долли, условно говоря, ее «я». А это самый важный вопрос для человека, и на него можно будет ответить только с первым опытом клонирования существа разумного. В любом случае в генетическую копию надо возвращать самосознание оригинала, его «биопсиполе», его душу, не говоря уже о тонких операциях с расширением сознания воскрешенного, с преображением самой системы функционирования его организма. А пока ужасают легионы «шварценеггеров», мультипликация бесчисленных «однояйцевых близнецов», подвергающих оскорбительному осмеянию высшую божественную ценность в бытии – уникальную личность. Я принимаю клонирование умерших и тех, кто вынужден пока покинуть этот мир, идущих на смерть, morituri, только в единственном экземпляре. Воскрешение – ответственный процесс ответственных существ, и действовать он будет в своей системе благодетельных запретов. Надежда, в случае злоупотреблений, есть: слава Богу, невозможно клонировать душу – вот что было бы действительно страшно. А если вдуматься, то воскресительный клон и может быть лишь единственным, ибо на него есть только одно самосознание и одна душа, а множественное клонирование отдельных органов или целой физической оболочки – разве что резервный вариант, «запасные шкуры» на случай некоей катастрофы, которую еще не научились предотвращать┘

– Если воскрешение было бы технически осуществимо, имели ли бы мы нравственное право воскрешать тех, кто не давал на это согласие?

– А имеем ли мы право выпускать новые жизни в наш совсем не такой уж белый свет – на возможные страдания и неизбежный конец, не спросив их? Рожденные, скажете, имеют выход: возвратить свой билет обратно, добровольно покончить со своим невыносимым существованием, уйти в небытие. Впрочем, точно во что, мы не знаем, а вдруг в томление теней, как в античном Аиде, или в некие мытарства души, разлученной со своим телом?..

Воскрешение – своего рода новое рождение, но в жизнь высшую, с расширенным и углубленным сознанием и сердцем, с бессмертным, управляемым нашей волей телом. Разумеется, при условии преемственности нашего преображаемого «я» в этой чудесной метаморфозе. Это – мир любви, взаимной солидарности, вселенского творчества, радостной встречи с Творцом, с близкими и некогда дальними, эмпатического общения с существами и вещами бесконечного мира┘


Титульный лист 1-го тома «Философии общего дела» с дарственной надписью составителя и издателя В.А.Кожевникова.
Собрание Музея-библиотеки Н.Ф.Федорова

Дадим же воскрешенному на его новом уровне сознания и телесной физики осмотреться и решить: остается ли он здесь или упорствует в своем праве больше не существовать персонально никак и нигде. Следуя критерию добровольности, одному из основных во всеобщем деле, такое право ему будет дано. (Кстати, как потенциальных детей до их рождения и знакомства с «условиями человеческого существования», так и мертвых до их воскрешения не спросишь об их желании жить или не жить.) Но я полагаю: второй выбор и логически, и сверхлогически, и экзистенциально, и субстанциально теряет свою реальность в мире, где «будет Бог всяческая во всем» (1 Кор. 15:28). Где согласно с наиболее точной и глубокой линией христианской мысли, с традицией всеобщности спасения, к которой принадлежит и святитель Григорий Нисский, и Федоров, сам «сатана прощается». Для того, кто по своей первоначальной природе был светозарным ангелом, нет принципиальных запретов для возвращения в нее. Как и для всех, включая самых страшных грешников и злодеев, открывается путь «десатанизации», самоискупления и очищения в «разумном огне», «духовной бане»┘

– Вы допускаете, что человек всеми силами своей души может быть устремлен к небытию? Нет ли в состоянии небытия особой прелести?

– Сейчас, конечно, может, и еще как, имея в виду некую тайную душевную складочку людей христианского региона (как бы массово он уже ни отошел от религии). На мой взгляд, в ней сознательно или бессознательно залегают устрашения катехизической буквы о Царствии Небесном, что держится напряжением двух крайних полюсов: рая и ада. Ах, как в зловещей перспективе черного, адского бессмертия, на фоне гееннских отсветов и мятущихся в невыразимой муке тел, предвосхищающе отрадна холодная, умиротворяющая роса небытия: не чувствовать, не страдать, не быть! Мне кажется, западный мир в последние полтора столетия так неудержимо-душевно устремился в секулярность во многом из-за этого внутреннего «террора ада». А до того тот же «эсхатологический терроризм» питал демонические, отчаянные неистовства «проклятых» поэтических бунтарей.

Вот вы, Михаил, в своей яркой статье «Благолепие тления. 180 лет философу Николаю Федорову» мыслите принципиально, как носитель определенного метафизического выбора, четкой мировоззренческой ориентации. Вспомним тысячелетнюю «языческую» готовность распасться после смерти, уйти в бесчувственное странствие по стихиям и веществам природы. Тление тогда может видеться вполне благолепно, вовсе не в отталкивающих картинках смрада, могильной жижи и плотоядных червей, а в своем чистеньком финале: промытый череп, гладкие кости, легкий прах┘ Чеховский герой, иронизируя над приятием природной утилизации покойника (умер, травинка из тебя выросла), выразился так: «Видеть свое бессмертие в обмене веществ так же странно, как пророчить блестящую будущность футляру, после того как разбилась и стала негодною дорогая скрипка». Вовсе не из стремления длить, как выражаетесь вы, свой «зооморфный» низ возникает чаяние бессмертия, его диктует «дорогая скрипка» – уникальное «я», личность, с органически ей присущим качеством трансцендирования и бесконечности┘

– В чем же тогда секрет притягательности идеала «нирваны» для сотен миллионов буддистов?

– Понимать нирвану как ничто, небытие, что чаще всего происходит за пределами собственно буддийского ареала, по сути, неверно. Буддисты метафизически сильны своим отвержением природно-смертного существования, дурной бесконечности рождений и смертей как неизбывно сопряженных со страданием. Нирвана – это угасание (санскрит), но не уничтожение, угасание того огня жизни, который уязвляет желаниями, страстями и болью, освобождение от кармической цепи перевоплощений в мире, где «все зло, все эфемерность». Это выход в непостижимое земным умом состояние, чем-то напоминающее расхожие религиозные представления о Царствии Небесном, о посмертном рае: вечный бессмертный покой┘ Не забудем и нирваническое «качество вмещения» в себя всего, то есть обретение особого божественного атрибута. Ну и постоянный эпитет к нирване – блаженная – некое качество ощущения, а разве оно мыслимо в абсолютном ничто?!

– В какой мере повлияли на Федорова идеи Эдуарда фон Гартмана, который, по сути, предложил негативный вариант «Общего дела» – коллективный суицид и уничтожение мироздания?


Вид каталожной Библиотеки Московского публичного и Румянцевского музеев, где в 1874–1898 гг. работал Николай Федоров.
Отдел ИЗО РГБ

– Это все равно, что спросить – со всеми понятными пропорциями и дистанциями – как сатана повлиял на Бога? Ну а для проформы: основные работы Гартмана «Философия бессознательного» (1868) и «Феноменология нравственности» (1879), этот «религиозный» апофеоз предельного бытийственного пессимизма и демонического дерзания, появился, когда учение Федорова уже полностью сформировалось и он разве изредка поминал Гартмана среди антиподов своего учения. Выводы Гартмана основаны на произвольной философской посылке иррациональности универсума, правда, питаемой реальным экзистенциальным отчаянием. Сколько здесь подспудного подросткового рессантимана (злой обиды и счетов) к смертному бытию, к Богу! А вот покажи и докажи такому онтологическому нигилисту, что верна совсем другая картина мира (восходящей эволюции, роста духа в лоне материи, с конечной всецело обоженной персонализацией), типа той картины, что была обоснована религиозно и научно в ХХ веке Тейяром де Шарденом, и весь этот демонический комплекс вполне опадает, и наш Гартман способен очиститься от своих сатанических вывертов┘

– Ощущали вы когда-нибудь красоту зла? Что, по-вашему, привлекает читателей в «поэтике зла» Бодлера, Лотреамона и иже с ними?

– В настоящем зле, будь то в жизни лагерь массового уничтожения, «дела» какого-нибудь Чикатило или романы де Сада (кстати, именно у него законченно, в «120 днях Содома», впервые возникает образ концентрационного лагеря со всеми его атрибутами, от рвов и колючей проволоки до полного истребления жертв – здесь, запредельно извращенного сладострастия), на мой взгляд, никакой красоты нет. А вот, скажем, бодлеровские «Цветы зла» – вообще моя любимая поэтическая книга, чего я бы, правда, не сказала о «Песнях Мальдорора», хотя в свое время с интересом знакомилась с насыщенно-яростной ритмизованной прозой юного метафизического бунтаря. У Бодлера я не вижу поэтики зла – да, он берет человека в диссонансах, экстремах и противоречиях его смертной природы, в ее распяленности между «идеалом» и «сплином», той холодной скукой бесцельной и тленной жизни, «которая охотно превратила бы землю в груду обломков/ И в своем зевке проглотила мир». Но найдем ли мы у Бодлера сознательное служение такому nihil, холодную издевку над жизнью и людьми, безбрежное экспериментирование над ними на потребу своей похоти и гнуси, что и есть черты зла? Разве что боль от изнанки земного бытия, страстную или меланхолическую поэтическую литанию над ним. И какой тугой, утонченный художественный корсет сжимает в лаконично-прекрасную форму переживание и мысль, вопль страдания и вызов гордости – уже своя победа над эфемерностью и трагедией!

– А как Георгий Гачев относился к «Общему делу» Федорова? Менялось ли это отношение на протяжении жизни?

– С того времени как произошла моя встреча с мыслью Федорова и муж первым прочел мой написанный на большом подъеме за лето 1974 года первый вариант книги о нем, Гоша (как мы ласково называли его в семье) сразу почувствовал грандиозность и острую оригинальность видения мыслителя. В отличие от некоторых других философов, лишь слышавших сомнительный «звон» и тут же сложивших себе высокомерное мнение о Федорове, Гачев, все больше знакомясь с его учением, убеждался в его поразительной глубине и высшей правде. Оно было предметом наших постоянных с ним бесед: он умел и слушать, и соглашаться в целом и в деталях, когда его пронзала их логическая и сердечная, вещая глубина. Гачева отличала редкая интеллектуальная честность. Он никогда не шел на поводу вылезавших слишком человеческих моментов – хотя наша со старшей дочерью Анастасией преданность наследию Николая Федоровича изредка вызывала уколы ревности (мало ему внимания!) и вызывала ворчание по поводу нескончаемой федоровской барщины. К тому же по своей натуре он не склонялся к экзистенциально-трагическому переживанию конца, принимал рождающе-смертный порядок бытия, его инстинктивную мудрость┘ И потому особенно ценно его восчувствие Федорова как глубинно русского и вместе планетарного пророка: «┘Федоров есть максимальная эманация Русского Ума в человечество – с добытым им пророческим Словом. И осветилось все и наперед: цели и пути Будущего, и назад: смысл доселе протекшей истории и что ныне совершается. Как у Гоголя сказано: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» – с вышки Федорова» (из статьи Георгия Гачева «Учение Н.Ф.Федорова как творение Русского Логоса», 1996).

– И в завершение – вкратце – на чем полагаете вы свою надежду и уверенность в осуществимости в будущем, пусть и не столь скором, Общего дела?

– Но тогда исключительно по пунктам и сухим тезисам. Первое. Главная моя надежда – объективно-эволюционная. Меня полностью убеждает эмпирический факт «цефализации», неуклонного роста головного мозга, утончения нервной системы на главной магистрали эволюции. Одним словом, видение ее как восходящей ко все большему сознанию, к духу, к Богу. То есть явное наличие в ней «идеальной» программы, приводящей к созданию человека, на котором это восходящее движение остановиться не может. Более того, должно продолжаться через него, во исполнение Божьей воли, приобретя сознательно-направленный характер.

Второе. Онтологический ущерб природы человека, в котором оформилась личность, глубинно соотнесенная с Богом, – наша конечность. Как она же – основной источник зла, трагизма, демонического вызова в немыслимом существе, сознающем свою смертность. Выход к новой бессмертной природе – в полном составе поколений – эволюционное, религиозное, нравственное требование. Безобразные синяки и болезненные шишки, неизбежно набитые на ложных путях, приведут к опамятованию и к отвороту от них, возможно, как предполагал апостол Павел, уже «как бы из огня» (1 Кор. 3:15), когда заполыхает мир в рукотворной катастрофе.

Третье. Слишком многое держится на человеке, чтобы он вместе с Божьим творением потерпел фиаско. И данные в нем большие: его пытливая, творческая природа, неудовлетворенность наличным, качество трансцендирования, выхода за свои пределы, дар воспринимать Божественное откровение (для верующих) или дар творить высший Божественный идеал (для неверующих)┘

И наконец, в ситуации исчерпанности цивилизационного проекта Нового времени, кризиса человека потребляющего и играющего, в поисках новых планетарных альтернатив нельзя обойти величайший проект, впервые созданный в духе всеобщего синтеза (религии, науки, искусства), в виду самой высшей, предельно благой цели, какую только можно себе помыслить. Надо только понимать, что настоящие развилки развития, признание нового фундаментального выбора ценностей и цели происходят в большом историческом времени, несоизмеримом, пока, увы, с нашим куцым индивидуальным малым временем жизни (70–90 лет). Но рефлекс такой высшей цели уже сейчас чрезвычайно ценен: он начнет оздоравливать психику и волю, укреплять в бытии, гармонизировать и отдельного человека, и человеческие сообщества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
466
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
579
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
491
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
403

Другие новости