0
1962
Газета Интернет-версия

20.12.2007 00:00:00

Уроки Нострадамуса

Тэги: тоффлер, футуролог, предсказание


В чем секрет и успех знаменитого пророка Мишеля Нострадамуса? Да в том, что ни в одном из его предсказаний нет конкретики – все они аллегоричны, образны, а значит, могут трактоваться и так и эдак. И только в двух из них указаны точные даты. Обе, кстати, ошибочные┘

Этот урок явно усвоил один из интереснейших американских социологов и футурологов Элвин Тоффлер, представленный как «один из нескольких человек, чьи прогнозы всегда сбывались». На пресс-конференции, состоявшейся в книготорговом центре «Библио-Глобус», он четко и однозначно ответил лишь на один журналистский вопрос. И, кстати, в своих старых прогнозах Тоффлер также был прав только по части фактов, а вот с датами нередко ошибался┘

Визит 79-летнего ученого был приурочен к выходу русского перевода его самой новой книги «Революционное богатство» (Revolutionary Wealth, 2006). Первым делом Элвин Тоффлер извинился за отсутствие приболевшей Хейди – супруги и соавтора его книг. Сам футуролог, несмотря на возраст, выглядел неплохо, и между делом признался, что поддерживает физическую форму регулярными занятиями на тренажерах. Организаторы отказались от вводной части и сразу предложили задавать вопросы.

По всей видимости, виноваты были пресловутые «трудности перевода», но вопрос о возможных сценариях утраты Соединенными Штатами мирового лидерства спровоцировал двадцатиминутное рассуждение о пепельницах в американских автомобилях, а вопрос о наиболее эффективных способах стимуляции рождаемости в странах Запада почему-то завел в дебри иммиграционного законодательства. Собравшиеся узнали о том, что нужно было проделать простому американцу несколько десятилетий назад, чтобы отпечатать фотографии, а также услышали откровения о том, что, оказывается, многие люди производят некие действия, не требуя за это денег! Со стороны это выглядело так, как будто сбитый с толку неточным переводом вопросов американский гость, чтобы выйти из затруднения, случайным образом пускался в пространное цитирование тех или иных фрагментов из своих сочинений, как свежих, так и тридцатилетней давности. Впрочем, возможно, что именитый футуролог недооценил подготовленность аудитории и рассчитывал свое выступление на малограмотных студентов-первокурсников. Во всяком случае, прозвучали весьма «несвежие» прогнозы – известные не только по старым книгам самого Тоффлера, но уже и по художественным произведениям. Скажем, предположение о том, что центр экономического развития в ближайшее время переместится из Америки в Восточную Азию, еще в 80-е годы был обыгран Уильямом Гибсоном в знаменитой «киберпанковской» трилогии┘

В общем, пресс-конференция не стала событием и скорее даже разочаровала. В отличие от самой книги, в которой подвергаются критике самые фундаментальные устои современного западного общества, такие как капитализм, либерализм, безудержное потребление и американский образ жизни.

По мнению супругов Тоффлеров, в последние десятилетия в своем стремлении к глобализации Соединенные Штаты выступают под «фальшивым флагом». В соответствии с так называемым Вашингтонским консенсусом (совокупностью неолиберальных догм) они проповедуют, что единственный путь, ведущий к уничтожению бедности, победе демократии и построению прекрасного мира для всех – это глобализация, либерализация в форме приватизации, отсутствие государственного регулирования и свободная торговля.

Однако страны могут интегрировать свои экономики и без либерализации, возражают Тоффлеры, а проводящие либерализацию страны могут продавать государственные предприятия, снимать ограничения и приватизировать свои экономики и без глобализации: «Ни то, ни другое не гарантирует того, что долгосрочные блага хлынут с макроэкономического на микроэкономический уровень, где, собственно, и живут люди. И ни то, ни другое не гарантирует демократии».

В течение нескольких десятилетий, продолжают Тоффлеры, Америка твердила миру и самой себе, что принцип «никаких стеснений свободе торговли» (особенно в том, что касается приватизации и отказа от регуляции) является двигателем демократии. Но разве может какая-либо «механистичная формула» действовать повсеместно, преодолевая всевозможные различия в религии, культуре, уровне экономического и организационного развития? Закономерным результатом неолиберальной политики является, по мнению супругов Тоффлеров, катастрофическое падение доверия к таким международным организациям, как МВФ, Всемирный банк, ВТО. Еще меньше энтузиазма вызывает та роль, которую международные организации сыграли в дезинтеграции российской экономики после распада Советского Союза и ошибки, сделанные во время азиатского финансового кризиса в конце 1990-х годов, «неохотно признанные макроэкономистами Международного валютного фонда».

Столь же драматичным образом обстоит дело и с экспортом «американского образа жизни». «Если Америка предлагает миру безграничное отсутствие каких-либо ограничений, – пишут Тоффлеры, – и если именно в этом состоят ее определение свободы, вряд ли может вызвать удивление тот факт, что взрослые люди, представители других культур, видят в этом не свободу, а хаос┘ Безудержный гедонизм и свободный рынок, однако, не являются неотъемлемо присущими свойствами и неизбежными составляющими экономического развития Третьей волны».

Более того, современная наукоемкая система богатства ставит под вопрос само понятие собственности, а вместе с ним и капитализм. По мнению Тоффлеров, экономика Третьей волны будет основана на знании. В отличие от материальных ресурсов, способных иметь ограниченное число собственников, ценности, основанные на знании, могут в равной степени принадлежать всем, примером чему служит программное обеспечение с открытым кодом.

Таким образом, капитализм, каким мы его знаем, уходит в прошлое. Но происходит это не по марксистскому сценарию. Просто вопрос о собственности на средства производства становится неактуальным, поскольку в информационном обществе экономический фактор перестает доминировать. «Вторая волна привела к эконоцентризму: возникла идея о том, что культура, религия, искусство вторичны и – по Марксу – определяются экономикой, – утверждают Тоффлеры. – Однако революционное богатство Третьей волны все больше зависит от знания, и экономика оказывается поставлена на место – как часть более всеобъемлющей системы, которая, к добру или к худу, выдвигает снова на передний план культурную идентичность, религию и мораль».

И хотя сегодня, резюмируют супруги Тоффлеры, цепь крушений и скандалов может воодушевить тех, кто ненавидит Америку и Запад, вообще богатые страны, тем, кто так настроен, лучше несколько отсрочить празднование. Дело в том, что кризис и возможности идут рука об руку: «Вместо исторической катастрофы взаимосвязанные кризисы могут быть превращены в огромное преимущество и не только для стран, переживающих эти проблемы».

Напоследок соавторы призывают не рассматривать их книгу как «послание от Адама Смита или Карла Маркса, французских или американских провозвестников революции», а скорее как «евангелие перемен», родоначальником которого можно считать «самого революционного из всех философов» – Гераклита. А потому их итоговый вывод звучит как предостережение всем странам и цивилизациям мира: «Евангелие перемен наиболее опасно для устоявшихся институтов и обществ, потому что не имеет определенной окраски – демократической, авторитарной, правой или левой. Его основополагающее метапослание заключается в том, что все наши общества, все сегодняшние способы существования и даже наши верования являются временными, преходящими».

Что же касается того самого единственного вопроса, на который прозвучал прямой и однозначный ответ, то он был: «Есть ли будущее у тоталитарных режимов?» И ответ был: «Да. В ближайшее время у нас будет с ними много проблем».

Элвин Тоффлер (р. 1928)американский социолог и футуролог, почетный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и член Американской ассоциации развития науки, заслуженный адъюнкт-профессор Университета национальной обороны в Вашингтоне. Женат на Хейди Тоффлер, которая также является футурологом и соавтором многих его книг. Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее взаимно сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна – это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна – результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарной семьей, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна – результат интеллектуальной революции, ведущей к становлению постиндустриального общества, для которого характерно огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Основные работы: «Шок будущего» (1970), «Война и антивойна» (1973), «Третья волна» (1980), «Метаморфозы власти» (1990) и др.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
378
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
356
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
539
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
325

Другие новости