0
1541
Газета Интернет-версия

25.10.2007 00:00:00

Критик не может писать в стол


– Андрей Витальевич, вы согласны с утверждением, что литературная критика является лицом толстого журнала?

– И да, и нет. Структура толстого литературного журнала в России сложилась давно и является четырехчастной: проза, поэзия, публицистика и критика. Когда мы берем свежий номер любого толстого журнала, мы ожидаем, что там будет каждый из этих четырех разделов. В то же время принято считать, что настоящий толстый журнал – это журнал «с направлением», которое создается в первую очередь критикой и публицистикой. Я думаю, что сегодня ситуация изменилась. Никакая публикация в толстом литературном журнале не может (по многим причинам) стать общественным событием. Конечно, по-прежнему есть журналы «с направлением», например «Наш современник», почти все материалы которого как бы собраны в кулак, под единую концепцию (хотя и там наблюдается определенный плюрализм). Для нынешнего «Нового мира» характерно не столько утверждение каких-то идей, концепций, выражающих «точку зрения журнала», сколько аналитика. Спокойная аналитика и максимально широкий охват. Печатаем мы не все, а вот писать стараемся «обо всем», независимо от того, нравится нам то или иное явление литературной жизни или нет.

– Вы можете перечислить литературных критиков, чьи фамилии являются для вас синонимами высокого качества их текстов?

– Во-первых, я назову Ирину Роднянскую. К сожалению, как литературный критик она пишет не так много, как мне хотелось бы, но каждый ее литературно-критический текст, по моему мнению, должен быть прочитан. Во-вторых, Аллу Латынину, она наш постоянный автор, на протяжении нескольких лет через номер ведет рубрику «Комментарии», пишет острые статьи, в которых обращает внимание не столько на художественные и эстетические проблемы, сколько на общественно-политический и культурный контекст. Ее интересует то эхо, которое возникает от появления новых интересных книг. Из молодых авторов я бы назвал Валерию Пустовую, автора «Нового мира» и других толстых журналов. В упрек ей я бы поставил только некоторое многословие, но многословие это проистекает из желания максимально полно выговориться, предельно точно выразить свои мысли, а мысли у нее есть. Пустовая – пример критика не просто ситуативного, то есть откликающегося на тот или иной информационный повод, а критика, у которого есть картина мира и эстетические идеалы. Есть критики, которых я читаю скорее по многолетней привычке, например Станислава Рассадина, регулярно печатающего небольшие статьи в «Новой газете». Поскольку я просматриваю «Новую газету», то каждый его новый текст я внимательно прочитываю, хотя особой радости или интереса у меня его тексты не вызывают.

– Вам не нравится содержательная сторона его текстов или направление его мысли?

– Я думаю, что нескрываемое раздражение, которое у него вызывает нынешняя литературная ситуация, неприятие «духа времени» психологически понятно, но неплодотворно.

– Если бы вам нужно было как-то классифицировать литературных критиков, по какому критерию вы бы это сделали?

– Во-первых, я бы условно разделил их на «газетных» и «журнальных». Понятно, что газетный формат требует от критика одних качеств, а толстожурнальный – других. В газете вполне допустимы немотивированные оценки, потому что всегда есть возможность оправдаться: извините, у меня не было места развернуть и обосновать свою мысль. В журналах места гораздо больше, и критик может более или менее полно изложить свою точку зрения. Во-вторых, можно разделить критиков на тех, кто считает необходимым обозревать «все» литературное поле, выносить суждения по поводу всего, что происходит в литературе, и тех, кому нужен специальный литературный повод, книга, которая их бы зажгла или возмутила. К числу «газетных» критиков, прочитывающих практически все сколько-нибудь значимое в современной литературе, а не только то, что ему интересно или приятно, относится, например, Андрей Немзер. В последние годы он публикует относительно небольшие рецензии, заметки в газете «Время новостей», которые потом сводит в книги. Независимо от того, насколько оправданны его оценки, Немзер – труженик, каких немного.

– Как вы считаете, газетная среда позволяет развиться полноценному критику? Или газетный формат является для этого непреодолимым препятствием?

– Мне кажется, что критику не полезно печататься только в газетах (или нелитературных журналах). Другое дело, когда работа в газете является просто жизненным этапом, когда уже состоявшийся критик приходит работать в газету на какое-то время или совмещает работу в газете с написанием книг или статей для журналов. Возьмем Льва Данилкина. Формат журнала «Афиша» требует кратких, лаконичных высказываний. Данилкин состоялся как литературный критик, научился работать в этом формате. Я думаю, есть немало людей, так или иначе учитывающих его суждения. Но вот гигантская папка лежит у меня на столе – распечатка изрядной по объему книги Данилкина про Александра Проханова – «Человек с яйцом». Отдельным изданием она еще не вышла, но как член жюри «Большой книги» я имею возможность ее прочесть. Данилкин потратил уйму времени и сил, чтобы написать эту любопытную книгу. Значит, тесно ему в «Афише».

– А насколько вам близко декларируемое Данилкиным предпочтение жанровой литературы?

– У меня никакого высокомерия в отношении жанровой литературы нет. Я очень люблю детективы и могу выдать секрет, что Ирина Роднянская тоже очень любит детективы – мы даже иногда с ней меняемся новинками. Я думаю, что тут дело не в жанре. Не следует извинять плохой язык того или иного автора ссылкой на жанр – дело в таланте. Акунин – это пример качественной работы в определенном жанре. Я люблю его фандоринский цикл.

– А Робски или Минаева читали?

– Робски не читал, а «Духless» Минаева, так скажем, пролистал, и на каждой странице мне хотелось книгу переписать – не меняя жанр, не превращая ее во что-то высоколобое. У Минаева много интересного (уж не знаю, насколько достоверного), но его книга не только не дописана, но и в каком-то смысле «не написана», это полуфабрикат.

– Вы согласны с тем, что толстые журналы должны печатать произведения, может быть, неудачные, но значимые для творческой эволюции того или иного состоявшегося писателя?

– Я думаю, что есть такие авторы старшего поколения (их немного), которые всей своей предшествующей творческой биографией заслужили, чтобы любое их новое произведение сразу поступало к читателю. Если «Новый мир» напечатает новое произведение заслуженного автора, никто не будет укорять редакцию за какие-то недостатки этого произведения – вся ответственность ложится на автора. Другое дело, когда речь идет о новых, молодых писателях. Тут сам журнал, получается, отбирает и рекомендует.

– Имеет ли смысл для литературного критика выпускать сборники своих статей?

– Я думаю, это важно, потому что публикация в периодическом издании очень быстро забывается и уходит в прошлое. Непрерывно выходят все новые номера газет и журналов, и все, что человек годами писал, распыляется в пространстве и времени. Получается, что только в его, критика, голове остается целостная картина проделанной им работы. Для активно пишущего критика очень важно периодически собирать свои рассеянные тексты. Это, кстати, хорошая проверка – ситуативный ли он критик или в его статьях и суждениях присутствует некая целостность, «длинная мысль».

– Какие процессы, по вашему мнению, происходят сегодня с крупной и малой прозой, а также литературной критикой?

– Сегодня очень хорошо развиваются именно малые жанры. Что касается большой прозы, у меня возникает ощущение, что значительная часть нынешних романов выходит недоделанными. Я могу это понять: на гонорары сегодня прожить невозможно, а роман требует много свободного времени – не просто сидеть за компьютером или письменным столом, но чтобы у писателя голова была свободна, чтобы он мог думать о книге, а не о своих денежных или рабочих проблемах. У критиков другие проблемы – критик не может писать в стол. Прозаик может писать, не зная, в каком издательстве выйдет его произведение, какой журнал его напечатает, поэт – тем более; но критик не может работать совсем в никуда. Сегодня критик работает для конкретного издания, он мысленно видит свой будущий текст на какой-то конкретной газетной или журнальной полосе. Без этого профессиональной литературно-критической деятельности быть не может. Поэтому очень важно, чтобы были площадки, где литературный критик может регулярно печататься. В этом смысле существование толстых литературных журналов является необходимым элементом самого существования литературной критики.

– Если говорить о развитии литературной критики с 1990 года, то какие тенденции вы бы отметили?

– Практически исчез жанр годового обзора – «проза минувшего года». Этому есть много причин, в частности и та, что для такого обзора необходимо прочесть колоссальное количество книг, потратить огромное количество времени, и все, чтобы потом получить гонорар, совершенно несоразмерный с затраченными усилиям. Потом, не так много мест, в которых можно было такой обзор напечатать, не так много изданий, в этом заинтересованных. Да и читателей мало, которые бы с удовольствием эти обзоры читали.

– А что вы думаете об «НГ-Ex libris»?

– У вас бывают рецензии, из которых невозможно составить адекватный образ книги, то есть рецензент пишет о чем угодно – порой чрезвычайно интересно, с любопытными побочными мыслями – но понять, о чем книга, трудно.

– Насколько позитивно, по вашему мнению, влияние, оказываемое литературными премиями на литературный процесс?

– Литературные премии имеют исключительно важное значение для современных литераторов. Поскольку союзы писателей давным-давно не играют никакой существенной роли в литпроцессе, процесс этот закручивается вокруг журналов, издательств и премий, которые структурируют литературный год, – «Букер», «Национальный бестселлер», «Большая книга». Кроме того, наиболее авторитетные премии позволяют сразу получить денежную сумму, заработать которую нормальным писательским трудом заведомо невозможно.

– Насколько премиальная выборка адекватна реальному литературному процессу?

– Если мы возьмем шорт-листы основных премий, то получим более или менее адекватную картину того, что происходило в отечественной прозе за последние годы. С лауреатами сложнее.

– Насколько я знаю, вы недавно возобновили свою рубрику «Периодика» в «Новом мире»?

– Я изобрел эту рубрику в 1995 году для себя и с тех пор вел ее без перерыва из месяца в месяц, пока, в конце концов, не устал. В первом полугодии 2007 года я взял паузу, но с июльского номера я рубрику возобновил. Как раз в этот период, когда голова немного очистилась от постоянных забот с «Периодикой», вдруг после очень длительного перерыва пошли стихи – результатом является подборка в сентябрьском номере «Нового мира».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
900
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1211
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
941
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
777

Другие новости