0
1331
Газета Интернет-версия

04.10.2007 00:00:00

Вытравление страдания

Тэги: атлантида


Человеческое мышление началось, как известно, с антиутопий – мифов об изгнании из рая (завершении Золотого века) и Всемирном потопе. К их числу относится и платоновский миф об Атлантиде. Не стоит удивляться большому количеству антиутопий среди памятников мировой литературы: это сакральный жанр, сочетающий в себе историософию и футурологию, ностальгию по ускользающей жизни и страх перед неведомым, размах в будущее и полет мечты.

По мнению древних, угроза деградации висела над античной государственностью подобно дамоклову мечу. На ее причины сложилось два взгляда, второй из которых получил преобладание уже в Новое время.

Согласно первому взгляду, страдание и несчастия человеческой жизни проистекают из несовершенства нравственной природы человека, а именно влечения его воли к моральному злу. Атлантида была наказана за грехи своих обитателей, ибо, как пишет Платон, «не будучи уже в силах выносить настоящее свое счастье, они развратились, и тому, кто в состоянии это различать, казались людьми порочными, потому что из благ наиболее драгоценных губили именно самые прекрасные; на взгляд же тех, кто не умеет распознавать условия истинно блаженной жизни, они в это-то преимущественно время и были вполне безупречны и счастливы, когда были преисполнены неправого духа корысти и силы».

Согласно второму взгляду, страдание и горести человеческого бытия имеют причиной не чью-то злую волю, не склонность души к греху, а объективные законы мироздания. Основную роль в этом коперниковском развороте мышления сыграл Артур Шопенгауэр. Но, придумав слово «пессимизм», франкфуртский отшельник так и не заметил, что соответствующее мироощущение имеет свою жизнеутверждающую ценность, поскольку выносит основные проблемы бытия за рамки неразрешимого этического конфликта. Метафизическую революцию отразил Георгий Иванов в следующих строках: «Друг друга отражают зеркала,/ Взаимно искажая отраженья./ Я верю не в непобедимость зла,/ А только в неизбежность поражения».

Рассмотрим теперь наиболее известные антиутопии XX века. Очевидно, что и «Единое государство» Замятина, и «Ангсоц» Оруэлла – это чудовищные социальные деформации, порожденные злой волей правителей и партийно-бюрократического аппарата, это противоестественные общественные устройства, восстанавливающие против себя не только нравственную, но и биологическую природу человека. В частности, героев Замятина и Оруэлла подталкивает к бунту не что иное, как половой инстинкт. Разительный контраст образует с ними антиутопия Олдоса Хакли – мир, как нельзя лучше соответствующий именно инстинктивной природе человека. Оттого восстание против «дивного нового мира» принимает противоестественные формы демонстративного самобичевания, отказа от материальных благ, комфорта и человеческого общения.

Сегодня, с временной дистанции, очевидно, что из художественных футурологий XX века самой прогностически верной оказался именно «О дивный новый мир». Существование тоталитарных режимов, холодная война и биполярный мир долго мешали признанию этого факта. Так или иначе, но теперь осталось проверить только политическое предвидение Хаксли.

О «дивном новом мире» невозможно даже сказать, что это: утопия, в которой концентрация человеческого счастья становится непереносимой, или антиутопия, придушенная отрицанием отрицания? В отличие от Оруэлла, чьи страхи лежат в азимуте кошмаров Замятина, Хаксли создал мир, не имеющий аналогов в литературе. Неудивительно, что содержащийся в антиутопии Хаксли мессидж был осознан только в конце XX века и подхвачен, в частности, французским писателем Мишелем Уэльбеком.

В России параллельным с Хаксли курсом двигался одновременно с ним Андрей Платонов, герои которого также «прельщали друг друга страданием». Оба следовали как будто безупречной логике, что если «гедонистический идеал» заводит в тупик, то у человечества не остается другой альтернативы, кроме тысячекратно осмеянного «аскетического идеала». Да-да, того самого, который с таким сладострастием пинал в своих трактатах обезумевший Ницше.

Герой Хаксли поднимает знамя добровольного страдания – последнего, хотя и эфемерного, препятствия на пути всеобщей цивилизации, рационального культа верховного божества Форда–Фрейда и «конвейеризации» счастья. Герою платоновской повести «Джан» «горе представлялось пошлостью, но он понимал, что любовь к страданию трудно вытравить сразу». Несмотря на противоположный смысл, от нас не ускользает намек на ту степень отвращения, с которым герой Платонова отвернулся бы от гиперпошлости любви к комфорту.

Дивный новый мир – это идеальный алгебраический мир, в котором разрешены все социальные конфликты и существует одна-единственная заповедь: наслаждайся! Андрею Платонову общество неограниченного потребления представлялось «коммунизмом без Луны» – бессмыслицей, по сравнению с которой бесконечно дорого любое страдание. Предпринятая им ревизия Достоевского в том и состояла, что лучше уж слезинка ребенка, чем ад безграничного комфорта...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
798
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1054
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
843
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
688

Другие новости